Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Зачем нужен профстандарт?
Ответ: Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации работников. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.
В чем заключается процесс введения профстандарта ?
Ответ: Профстандарт должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?
Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:
- Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем.
- Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке
- Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке.
- Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем.
- Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт ?
Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:
- Критерии оценки квалификации;
- Примеры должностной инструкции на основе профстандарта;
- Пример трудового договора с учетом требований профстандарта ;
- Рекомендации руководителю по оплате труда;
- Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте и др.
Документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов
|
1
|
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"(зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28534)
|
2
|
Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
|
3
|
Письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»
|
4
|
Постановление Российской Федерации от 26.06.2016 г. N584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
|
5
|
Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
|
6
|
Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 г. N 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов»
|
7
|
Приказ Минтруда России от 05. 08. 2016 г. N 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н»
|
8
|
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена"
|
9
|
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 N 361-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга»
|
10
|
Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. N 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»
|
ВНИМАНИЕ!
15 декабря Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин подписал приказ № 745н "О внесении изменений профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н".
Как следует из приказа, дата начала применения профессионального стандарта "Педагог (воспитатель, учитель)" переносится с 1 января 2017 года на 1 сентября 2019 года.
Инициатором переноса даты начала применения стандарта выступило Минобрнауки России по ходатайству Общероссийского Профсоюза образования (Меркулова Г.И., письмо от 4 мая 2016 года № 226).
Проект приказа был согласован с Общероссийским Профсоюзом образования (Меркулова Г.И., письмо от 25 ноября 2016 года № 563).
Перед вступлением в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н" должен пройти процедуру государственной регистрации в Минюсте России.
В соответствии с пунктом 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения). При этом на основании пункта 13 Правил государственная регистрация нормативных правовых актов производится министерством в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта.
Сайт профессионального союза работников народного образования и науки РФ:
http://eseur.ru/Nachalo_primeneniya_professionalnogo_standarta_Pedagog_perenositsya_na_1_sentyabrya_2019_goda/
Дополнительная информация о разработке и применении профессиональных стандартов
Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»: http://profstandart.rosmintrud.ru/
Сайт ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России: http://www.vcot.info/
Програмно-аппартаный комплекс "Профессиональные стандарты" http://profstandart.rosmintrud.ru/
Организация работы по применению профессиональных стандартов в учреждении
Положение о поэтапном применении профессиональных стандартов
Приказ об организации деятельности комиссии (рабочей группы)
Положение о комиссии (рабочей группе) по применению профстандартов
План по организации применения профессиональных стандартов в ГБДОУ № 45
Список профессиональных стандартов, подлежащих к применению в ГБДОУ № 45
Аналитическая справка