- К концу первого месяца жизни ребенок никогда не кричит перед кормлением
- К концу второго месяца не произносит гортанные звукосочетания (эхе, экхе и эге)
- К концу третьего месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков эй, вэ, эйге, то есть не появляется лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых)
- К концу четвертого месяца не улыбается, когда с ним разговаривают
-К концу пятого месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например: га-га-га, ба-ба-ба). Не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами предметы, которые называет мама (где мяч? где игрушка?)
- На 6-7 месяце жизни ребенок не начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их (ма-ма-ма, тя-па)
- К концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание каками-либо отдельными звуками
- К концу восьмого месяца не умеет шептать
- К концу девятого месяца не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов ("тик-так", бух, дай), а в лепете не выделяются отдельные многократно повторяемые слоги (ма-ма, да-да)
- К концу десятого месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать рукой в знак прощания
- К одному году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах "принеси мне мяч" не может отыскать его и принести); не произносит осмысленные звуки или слоги, соотнося их с определенными объектами, например "аф-аф"- собака, "дай", "баба", "дядя"...
- К одному году и четырем месяцам не может адекватно употреблять слова "мама", "папа", "дай", "на", "нет"
- К одному году и восьми месяцам не может произносить шесть осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый
- К двум двум с половиной годам не строит короткие фразы из двух-трех слов; не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"; в лексиконе не появляются слова "я", "ты", "мне", словарный запас менее 250 слов
- К трем трем с половиной годам не пользуется законченными предложениями из 5-8 слов; не может ответить назвать свое имя; не может показать какая линия из трех самая длинная; неправильно, использует формы единственного и множественного числа; не разграничивает настоящее и прошедшее время; не употребляет простые предлоги.